Американская компания ExxonMobil обратилась в Стокгольмский арбитражный суд с иском, в котором требует от России возместить переплаченные налоги в рамках проекта «Сахалин-1». Exxon является оператором «Сахалин-1», реализуемого на условиях соглашения о разделе продукции, в рамках которого компания выплачивает в российский бюджет НДС по ставке 35%. В 2008 году после внесенных изменений в российский налоговый кодекс о снижении ставок НДС до 20%, компания стала добиваться возможности снижения НДС и для «Сахалина-1».
Сейчас Exxon требует возместить часть налога на прибыль, которую компания считает переплаченной за последние шесть лет. В качестве компромисса Exxon предлагает возместить ей половину переплаченной суммы, и в дальнейшем перейти на расчет налога по ставке 20%, вместо нынешних 35%.
Догадаться почему, ExxonMobil решила обратиться в суд и получить деньги - не сложно. В этом году американская компания, вышедшая из совместных арктических проектов из-за санкций и лишившаяся части прибылей из-за падения цен на нефть, включила экономию и поэтому решила добиваться возврата средств, несмотря на то, что долгие 6 лет терпела такую ситуацию.
В марте в Москву приезжал глава корпорации Рекс Тиллерсон, который провел встречи с министрами финансов и энергетики и вице-премьером Аркадием Дворковичем, однако, по данным источников «Коммерсанта», переговоры оказались безуспешными, поскольку возвращать деньги Москва не собирается.
Зачем ExxonMobil довел ситуацию до суда, и есть ли у компании шансы выиграть иск против России? «Русский Курьер» попросил экспертов дать свою оценку происходящему и обрисовать перспективы этого судебного разбирательства.
Вадим Байбуз, Партнер юридического бюро «Байбуз и партнеры»
’’Соглашение о разделе продукции имеет статус закона, основные условия его реализации должны быть неизменными с момента заключения соглашения, а любые поправки могут быть внесены только судом. Между тем, ст. 53 НК РФ содержит императивную норму, согласно которой налоговые ставки устанавливаются исключительно Налоговым Кодексом Российской Федерации. В сложившейся ситуации, налицо явное противоречие положений Соглашения Налоговому Кодексу. Однако, вопрос, на мой взгляд, в другом, почему, сложившееся «status quo» в отношениях между участниками проекта и Российской Федерацией в течение долгих 6 лет всех удовлетворяло? Да, формально направлялись письма в Министерство Финансов, но получив отказ в изменении налоговой ставки, требования в суд ни ExxonMobil, ни иными иностранными компаниями не заявлялись. При этом уплата налога «покорно» осуществлялась по ставке, которая, по мнению 30 процентного участника консорциума, не являлась правомерной и превышала реальную ставку на 75 процентов. Боюсь, что все дело в политической подоплеке. Хотя и не исключаю, что Exxon таким образом пытается добиться для себя каких-то иных преференций. Интересно молчание остальных иностранных участников консорциума, которые также могли бы требовать возмещения налоговых переплат в размере до 500 миллионов долларов каждый. Последнее говорит скорее о политических, а не об экономических причинах предъявления иска. При всем этом, готовность Exxon и Российской Федерации на компромиссное, внесудебное решение проблемы свидетельствует о том, что стороны, скорее всего, перейдут на налоговую ставку в размере 20% с 2015 года, а в отношении переплаченных налогов за период с 2009 по 2015 год будет заключено приемлемое для обеих сторон соглашение
Напомним, что в 2005 году аналогичный случай уже произошел с компанией Total, которая выиграла в Стокгольме по делу о переплате НДС по Харьягинскому СРП, а затем сумела доказать свою позицию в российском суде.
Наталья Абрамова, налоговый консультант АКГ «МЭФ-Аудит»
«Решение Стокгольмского суда сейчас сложно прогнозировать, очень много факторов, не имеющих прямого отношения к делу могут повлиять на его решение. Однако если руководствоваться нормативными актами и разъяснениями Минфина РФ, то становится очевидным, что данный иск не имеет под собой оснований.
Ставка 35% была оговорена в Соглашении о разделе продукции (СРП) «Сахалин-1», подписанном компанией Exson Mobil. Единственным законодательным актом, который регулирует эту ставку является Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Правда, есть уточнения, о том, что ставки могут быть уменьшены или уточнены, (параграф 22.1 «А» ст. XXII «Налоги и обязательные платежи» СРП), но этого, как известно, не произошло. Таким образом, ставка налога, метод расчета налогооблагаемой базы и платежа налога на прибыль, а также сроки подачи налогового отчета и уплаты налога остаются неизменными на протяжении всего срока действия Соглашения, включая любые его продления.
Также важно отметить, что ставка налога на прибыль в размере 35% является окончательной, обложение другими налогами исключено как настоящими так и будущими, которые могут быть введены в связи с освоением месторождений. Кроме того, основные технико-экономические параметры СРП, утвержденные на основании ставок налога на прибыль в размере 35%, за период действия СРП не уточнялись».
ExxonMobil участвует в международным консорциуме «Сахалин-1» на 30% вместе с японской СОДЭКО (30%), «Роснефтью» и индийской ONGC (по 20% каждая). Работы по проекту на северо-восточном шельфе острова ведет оператор Exxon Neftegas Limited по Cоглашению о разделе продукции, который предусматривает выплату в бюджет налогов на прибыль после выхода на безубыточный уровень, что произошло в 2009 году.
Эльвира Абдуллина, юрист, заместитель генерального директора по международным проектам компании «АМР Консалтинг».
’С одной стороны, Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» гласит, что иностранным инвесторам предоставляется такой же правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли,что и российским инвесторам. Это так называемый национальный режим, который, по-видимому, положен в основу требований ExxonMobil. С другой стороны, соглашением о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» могли быть предусмотрены определенные ограничения, которые не позволяли ExxonMobil перейти со ставки 35% по налогу на прибыль на 20%. Не имея на руках текста соглашения сложно судить об обоснованности данных требований. Тем не менее, учитывая последние антироссийские тенденции на арене международного коммерческого арбитража, ExxonMobil вполне может преуспеть в начатом судебном процессе и Стокгольмский арбитраж встанет на сторону инвестора. Однако процесс будет весьма долгим, поскольку Россия вполне вероятно будет оспаривать юрисдикцию арбитража. Немаловажен и вопрос исполнения будущего решения арбитража, поскольку в России с большой толикой вероятности в его признании и исполнении будет отказано. В таком случае ExxonMobil придется «гоняться» за имуществом России по всему миру, пытаясь за его счет покрыть присужденную сумму задолженности.
Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма не подтверждает, но и не опровергает информацию о поступлении заявления американской компании Exxon Mobil по поводу урегулирования спора с Минэнерго РФ.
«Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть информацию об обращении к нам сторон, поскольку эти вопросы носят строго конфиденциальный характер, и любая касающаяся их информация остается в стенах нашего института. Сами компании хотят, чтобы об этих спорах ничего не было известно»,
Институт Торговой палаты Стокгольма
Борис Федосимов, Генеральный директор АО Холдинг «Люди Дела»
«ExxonMobil, являясь оператором «Сахалин-1», который реализуется на базе соглашения о разделе продукции, при этом владеет 30%, а участниками соглашения также являются: Sodeco (Япония) - 30%; Роснефть - 20%, ONGC (Индия) - 20%. В 2009 года замминистра финансов Сергей Шаталов в письме по поводу проекта разъяснил: «Налог на прибыль выплачивается РФ по ставке 13% и Сахалинской области по ставке 22%, если ставки не будут уменьшены соответствующими законами, указами или постановлениями, принятыми позднее». Но в 2009 году налог на прибыль был снижен до 20% (в целом)».
Насколько обоснованными могут быть претензии американцев?
Очень обоснованы! Шансы выиграть у американских партнеров очень высоки. Иное дело, что в суде будет сделано заявление о применении сроков исковой давности, т.е. ExxonMobil сможет вернуть переплату по налогу только за последние три года. Но и тут не все потеряно для американцев: они могут передать спор в международный арбитраж, где позиции России будут очень слабыми, а на сроки исковой давности могут посмотреть иначе!
В проекте Сахалин-1 участвуют также японцы и индийцы - могут ли они последовать примеру Exxon mobile и предъявить налоговые претензии?
Если претензии ExxonMobil будут удовлетворены, то японцы и индийцы также подадут аналогичные иски
Как ситуация обстоит с другими нефтегазовыми проектами, где участвуют китайцы и французы, например. По каким ставкам там уплачиваются налоги и может ли возникнуть почва для аналогичного конфликта?
Не вижу оснований создавать прецедент на основе данного случая для других нефтегазовых проектов РФ