Яндекс.Метрика

Зарплатное рабство отменили: кто в выигрыше

В ноябре прошлого года президент Владимир Путин отменил так называемое «зарплатное рабство». То есть теперь каждый может получать зарплату на карту банка, который он выберет сам, а не будет ему навязана в рамках зарплатного проекта компании. Мнения о том, хорошо это или плохо, разделились почти поровну. Кто-то с воодушевлением ухватился за эту идею, другие же лишь отпускали шуточки в стиле «хочешь поссориться со своим бухгалтером – напиши заявление на смену банка». Сейчас прошло почти полгода с момента вступления закона в силу, и можно уже подвести первые итоги.

МЕНЯТЬ БАНК МОЖНО БЫЛО И РАНЬШЕ

Зарплатного рабства и не было никогда, утверждает эксперт по расчету заработной платы компании «СКБ Контур» Вячеслав Шинкарев. В ТК РФ и до этого было указано, что зарплата перечисляется по указанным работником реквизитам. Просто этой возможностью пользовались те, кто внимательно читал законы и умел отстоять свои права, поясняет он. Сами компании информировать работников о такой опции не торопились, поскольку им удобнее всем работникам перечислять зарплату одним реестром, а не составлять на каждого отдельные документы в разные банки..

«Большинство работодателей не склонны афишировать информацию об отмене «зарплатного рабства» и связано это не с отсутствием уважения к правам сотрудников, а скорее с попыткой избежать дополнительной нагрузки на бухгалтерию компании. В кризис большинство компаний стараются сократить издержки на персонал, а если в компании численностью более 100 человек значительная часть сотрудников предпочтет отказаться от зарплатного проекта и выбрать свой банк, работодателю придется нанимать дополнительного специалиста на этот участок работы», - говорит финансовый директор компании Cornerstone Елена Баскакова.

ПРОБЛЕМА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

После принятия соответствующей законодательной инициативы в прошлом году рекрутинговая компания Antal Russia провела небольшой опрос среди работодателей. На тот момент 60% респондентов планировали, что новой возможностью воспользуются менее 10% текущего персонала, 7% ответили, что возможностью выбрать банк будут пользоваться только новые сотрудники. Большинство компаний не планировали предпринимать какие-то серьезные шаги в связи с введением данной поправки в ТК РФ, будь то приобретение нового программного обеспечения или найм отдельного сотрудника для решения соответствующих задач. 92% опрошенных работодателей подтвердили, что будут разъяснять сотрудникам преимущества использования корпоративной карты.

Похожий опрос Antal Russia повторила в январе 2015 года, и ответы работодателей показали, что среди всех законодательных изменений, вступивших в силу с начала года именно возможность самостоятельного выбора сотрудником банка для перечисления заработной платы и увеличение предельной базы для начисления обязательных страховых взносов оказали наиболее негативное влияние на деятельность их компаний.

Для компаний это влечет некоторые дополнительные издержки, поясняет управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing Сергей Тиунов. Увеличилась нагрузка на бухгалтеров, которые теперь оформляют индивидуальные платежи для части сотрудников вместо единой ведомости. Кроме того, при перечислении на разные реквизиты возрастает риск возникновения ошибок. «Однако эти сложности нивелируются быстрым развитием систем электронных платежей и интеграции банковских платежных систем с бухгалтерскими программами», - добавляет Тиунов. Он добавил, что среди компаний, для которых BDO Unicon Outsourcing ведет расчет заработной платы, в среднем около 10% их сотрудников воспользовались опцией смены банка.

Начальник управления продаж банковских услуг Уральского банка реконструкции и развития Сергей Зиновьев говорит, что большинство сотрудников предприятий продолжают получать заработную плату в своих прежних банках. Во-первых, в силу обычной лени, человек не хочет менять банк, ведь он сам должен посмотреть условия разных кредитных организаций, найди для себя преимущества, сделать выбор, заключить договор с банком, получить карту. Раньше за него это делало предприятие, сейчас, если в коллективе не появляется инициатор, как правило, сами сотрудники ничего не хотят делать. Во-вторых, большинство организаций уже сейчас работают с надежными крупными банками, в которых условия зарплатных проектов примерно одинаковые. Поэтому особого смысла что-то менять, как правило, нет, считает Зиновьев. К тому же банки чаще всего делают предприятиям интересные предложения, эксклюзивные условия обслуживания, к примеру.

На практике распределение зарплаты сотрудников во множество финансовых учреждений не приветствуется руководством организаций, потому что это неизбежно влечёт за собой увеличение нагрузки на бухгалтеров и рост объёма документооборота, говорит начальник отдела развития банковских карт «Эксперт банка» Лариса Абрамова. Да и самим работникам, возможно, придется столкнуться с тем, что отказ от корпоративного зарплатного проекта в пользу «удобного» банка обернется в итоге финансовыми потерями: возрастет стоимость обслуживания карты, придется отказаться от льготного кредитования и т. п. А чтобы сделать осознанный выбор в пользу более выгодной зарплатной стратегии, гражданину необходимо обладать некоторыми финансовыми знаниями. «Поэтому сегодня массового оттока работников из банков, с которыми заключил договоры их работодатель, не наблюдается. Так, например, Эксперт Банк еще не имеет собственных примеров мигрирования клиентов с зарплатными счетами в иные финансовые учреждения», - говорит она.

Директор дирекции розничного бизнеса "Русславбанка" Спартак Антонов добавляет, что сотрудники, пожелавшие сменить банк, могут столкнуться с тем, что будут получать средства позже, чем его коллеги, оставшиеся с корпоративной картой. «Если предприятие находится на зарплатном проекте, то банк-поставщик услуг предпринимает все необходимое, чтобы деньги перечислялись день в день, максимально быстро. Если же клиент приносит реквизиты «своего» банка, то, как правило, движение средств усложняется, приоритет для перечислений снижается, и работник может увидеть свои деньги через 1 день или даже через 3 дня – стандартное условие, которое все банки прописывают в договорах в строгом соответствии с законодательством», - поясняет он.

Закон создавался не для того, чтобы все работники сменили банки, в которых получают зарплату, цель документа – соблюсти права тех, кто этого хочет, но раньше сделать не мог, говорит заместитель председателя комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. Банкиры отмечают, что пока таких людей немного, но их и не должно быть слишком много – иначе стоило бы задуматься о дееспособности банковской системы в принципе, считает он. Действительно, средства зарплатных клиентов – один из важнейших источников фондирования для банков, и если был бы массовый переток клиентов, то банки, потерявшие «зарплатников» не смогли бы быстро восстановить свою ресурсную базу.

ПРОЦЕСС ПЕРЕТОКА ПОШЕЛ

Новая редакция ст. 136 ТК РФ нанесла существенный удар по зарплатным проектам, полагает партнер юридического бюро "Байбуз и партнеры" Вадим Байбуз. Как правило, компания обычно не выбирает кредитную организацию отдельно для зарплатного проекта, ей удобнее, выгоднее и менее хлопотно заключить дополнительный договор со своим банком, в котором у компании уже открыт расчетный счет. Выбор сотрудниками организации иных кредитных организаций, куда должна переводится заработная плата, создает для организации-работодателя и обслуживающего банка дополнительные проблемы: как финансовые потери от перетока денег в чужой банк, так и временные затраты по администрированию и учету денежных средств, подлежащих переводу в банки, выбранные работниками. Кроме того, в большинстве крупных и средних предприятий процесс выдачи заработной платы организован таким образом, чтобы работник мог получить, причитающиеся ему денежные средства либо на территории самого предприятия-работодателя (дополнительном офисе банка, банкоматах) либо непосредственно недалеко от места работы работника. Таким образом, во многих случаях работник и не заинтересован переводить зарплату на счета в другие банки.

Однако процесс реализации работниками своих прав по получению заработной платы на, указанные ими счета идет достаточно интенсивно, отмечает Байбуз. «Люди молодого и среднего возраста в настоящее время все более активно используют электронные возможности, предоставляемые банками и им нет необходимости в получении заработной платы непосредственно в офисе, в цеху, когда через личный кабинет в выбранном им банке, он может осуществить любые транзакции не выходя из дома», - говорит он.

Просьбы сменить банк в основном связаны с получением работниками кредитов и ипотек, ставки по которым снижаются в случае, если зарплатный проект заёмщика обслуживается в банке – кредиторе, поясняет руководитель практики «Сопровождение бизнес-процессов», юридической компании «Rights» Иван Зеленин. «Но в любом случае, по нашим наблюдениям, вопрос перевода зарплатного проекта в другой банк не является массово проблемным, не вызывает глобального недовольства и сложностей у работников», - продолжает он.

Банки, которые в силу своего небольшого размера не могут взять на обслуживание крупные предприятия, ждут от введения закона новых клинетов. «Отмена зарплатного рабства, по задумке законодателей, должна создать более конкурентные условия для работника. Как ожидается, банки, особенно небольшие, будут куда активнее предлагать свои карты в качестве альтернативы зарплатным от более крупных игроков. Это и есть та конкуренция, которую мы все хотим получить. Ведь «зарплатные» банки также должны начать улучшать сервис и условия, чтобы удержать уже имеющихся клиентов», - говорит Спартак Антонов из "Русславбанка".

«Думаю, что сейчас банки активнее будут предлагать программы лояльности и развивать клиентский сервис, чтобы сохранить действующих зарплатных клиентов и привлечь новых. Безусловно, некоторая инерция существует, но такие факторы, как удобство интернет- и мобильного банка, качество обслуживания, высокие процентные ставки на остаток по картам и другие условия, будут со временем стимулировать клиентов обращаться к работодателю с вопросом о смене зарплатного банка. Или наоборот – оставаться в том банке, где его все устраивает», - резюмирует директор департамента по работе с частными и институциональными клиентами МТС Банка Анна Юдина.